Arms
 
развернуть
 
610998, г. Киров, ул. Спасская, д. 20
Тел.: (8332) 48-96-29
lensud@mail.ru
схема проезда
610998, г. Киров, ул. Спасская, д. 20Тел.: (8332) 48-96-29lensud@mail.ru
_____________________
Перед работой с разделом
"ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН"
просим ознакомиться с
ИНФОРМАЦИЕЙ

_________________
Государственная
пошлина

_________________
 

График работы суда

8:00-17:00 (пн-чт), 8:00-15:45 (пт), 12:00-12:45 (обеденный перерыв)

 Время приема граждан

Председатель суда: 8:00-9:00

Приемная суда (тел.: 48-96-29): 8:00-11:45,13:00-16:45(пн-чт) ;  8:00-11:45, 13:00-15:30(пт)

Отделы судопроизводства (уголовные и административные дела - тел. 48-96-62, гражданские – тел. 48-96-63): 9:00-11:45, 14:00-16:45 (пн-чт) ; 9:00-11:45, 14:00-15:30 (пт)

Архив (тел.: 48-96-83): 9:00-11:45,14:00-16:45 (пн-чт), 9:00-11:45,14:00-15:30 (пт) 

Факс : (8332) 48-96-31 

Прием граждан, заявлений и жалоб в приемной суда производится ежедневно, в течение всего рабочего времени, без предварительной записи в порядке очередности обращений.

Адреса электронной почты суда        Контактная информация         График судебных заседаний

ДОКУМЕНТЫ СУДА
Решение по делу 2-1435/09 о перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения, вступившее в силу 16.07.09

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М  Р О С С И Й С К О Й  Ф ЕД Е Р А Ц И И

 

03 июня 2009 года, г.Киров

 

Ленинский районный суд г.Кирова Кировской области в составе:

председательствующего судьи     Кондаковой Т.З.

с участием прокурора                    Маркова И.А.

при секретаре                                  Скрябиной В.А.,

 

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело № 2-1435 по иску прокурора Ленинского района г.Кирова в интересах М.М, В.П., А.А.,  Н.М., Ф.А., В.И., Т.Н. к МУП «РИЦ», КОГУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» о перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения, обязании предоставлении компенсации расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Прокурор Ленинского района г.Кирова, действующий в интересах М.М., В.П., А.А., Н.М., Ф.А., В.И., Т.Н., обратился в суд с иском к МУП «РИЦ», КОГУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» («УСЗН в городе Кирове») о перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения, обязании предоставлении компенсации расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения. В обоснование требований указал,  что в прокуратуру Ленинского района г. Кирова обратились с заявлениями М.М., являющаяся инвалидом 2 группы, В.П., А.Н., Ф.А. - инвалиды 2 группы, Н.М. - инвалид 3 группы,  В.И., Т.Н. - инвалиды 1 группы,  имеющие в собственности жилые помещения в домах по ул. Горького, 55, Азина, 80 «б», Октябрьскому пр-ту, 127 и ул. Маклина, 39, о непредоставлении МУП «РИЦ г. Кирова» льготы по оплате жилья и произведении перерасчета размере оплаты жилья с января 2007 года.

Заявители указали, что являются инвалидами 1-3 группы и получателями льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе до января 2007 года пользовались правом льготной оплаты жилья в соответствии с частью 13 статьи 17 названного Федерального закона. С января 2007 года МУП «РИЦ г. Кирова» в предоставлении льготы не ниже 50% на оплату жилого помещения им отказано ввиду того, что они проживают в приватизированных квартирах, расположенных в многоквартирных жилых домах, права на льготную оплату жилья не имеют.

В соответствии с п.п. 1.1.1. агентского договора № 01/588-06/296 РИЦ от 04.04.2006 года, заключенного между МУ УЖХ г. Кирова и МУП «РИЦ» г. Кирова, последнее приняло на себя обязательства по ежемесячному начислению платы за найм, содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальных услуг и других платежей с учетом действующих льгот и субсидий по лицевым счетам нанимателей и собственников жилых помещений, находящихся на территории МО «Город Киров», перерасчет оплаты при снижении качества предоставляемых услуг, обработку информации о поступивших платежах. Из информации, представленной МУП «РИЦ» г. Кирова, с января 2007 года льгота по оплате за содержание и ремонт жилого помещения инвалидам, имеющим в собственности жилые помещения, не предоставляется.

В соответствии с п. 1.1. договора о возмещении расходом, связанных с предоставлением мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и порядке расчетов №   11-10/08/64-08,  заключенного между МУ УЖХ г. Кирова (МАУ УЖХ г. Кирова) и КОГУ«УСЗН в городе Кирове», последнее возмещает фактические расходы, связанные с предоставлением мер социально поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, имеющих долю в муниципальной собственности и находящееся в управлении МАУ УЖХ г. Кирова, которые расположены на территории МО «Город Киров», за счет средств регионального и федерального бюджетов в пределах сумм, предусмотренных на указанные цели.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда) (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ).

Из     содержания     приведенной     нормы                                следует,     что Законом

предусматривается предоставление льготы не менее 50% на оплату жилого помещения тем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которые проживают в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гарантированных прав и свобод.

Таким образом, само по себе нахождение в собственности жилых помещений, где проживают вышеуказанные инвалиды, не может расцениваться, как отсутствие у них права на оплату жилого помещения не ниже 50% без определения относится ли данный многоквартирный дом, где

расположено      жилое      помещение      (квартира),      к государственному, муниципальному или частному жилищному фонду.

 

Кроме того, следует учитывать, что согласно пункту 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями и оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 901 от 27 июля 1996 года, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

При этом, в силу статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (введена Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

 

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

 

Таким образом, способ возмещения убытков, вызванных предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установлен на федеральном уровне.

 

Согласно информации Управления (комитета) по делам муниципальной собственности администрации МО «Город Киров» следует, что в домах 55 по ул. Горького, 80 «б» по ул. Азина, 127 по Октябрьскому проспекту и 39 по ул. Маклина г. Кирова имеются жилые помещения, которые находятся реестре объектов муниципальной собственности. Таким образом, вышеуказанные дома не могут относиться к частному жилищному фонду. Учитывая, что ст. 19 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень категорий собственности жилищного фонда, то все помещения в вышеуказанных жилых домах следует относить к объектам муниципального жилищного фонда и предоставлять льготу по оплате за содержание и ремонту жилого помещения вышеуказанным инвалидам.

 

М.М., В.П., А.Н., Н.М., Ф.А., 'В.И., Т.Н. по состоянию здоровья и материальному положении} самостоятельно обратиться в судебные органы в защиту своих прав не могут.

На основании изложенного прокурор просит обязать МУ «РИЦ  г.Кирова» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января 2007 года по 31 марта 2009 года М.М., В.П.,  А.Н., Н.М., Ф.А., В.И., Т.Н., с учетом предоставления им льготы по оплате жилого помещения, обязать КОГУ «УСЗН в г.Кирове» с 01.04.2009 года предоставлять им компенсацию расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения.

В судебное заседание истцы М.М., В.П.,  А.Н., Н.М., Ф.А., В.И., Т.Н. не явились.

Прокурором И.А. в ходе рассмотрения дела требования уточнялись относительно расчета задолженности, подлежащей возмещению истцам. Настаивает на удовлетворении заявленных требований.

 

Представитель ответчика КОГУ «УСЗН в городе Кирове» И.В. иск не признала, суду пояснила, что во исполнение Федерального закона и Постановления Правительства Кировской области от 14.11.2006 года № 74/254 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» 21.02.2007 года между УСЗН в г.Кирове и МУ УЖХ г.Кирова заключен договор № 11-10/206-07/07/230 о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг и порядке расчетов. Согласно договору предприятиям из федерального или регионального бюджетов производится возмещение соответствующих расходов. Аналогичные договоры заключены на 2008 год и на период с 01.01. по 31.03.2009 года. Возмещение расходов по оплате жилого помещения инвалидам, проживающим в частном жилищном фонде, МУ УЖХ г.Кирова не производится.

С 01.04.2009 года КОГУ «УСЗН в г.Кирове» заключен договор с МУП «РИЦ г.Кирова» о предоставлении реестров лиц,, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, возмещении расходов по предоставлению реестров во исполнение Постановления Правительства Кировской области от 09.12.2008 года № 155/477 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Согласно данному Постановлению выплата компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальным расходам гражданам возложена на органы социальной защиты. Размер компенсации расходов на ЖКУ, согласно п.5 постановления, определяется поставщиками услуг с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательством для соответствующей категории граждан и фактически  начисленных платежей на оплату ЖКУ за истекший месяц. Предоставление реестров на выплату компенсаций по оплате за жилое помещение гражданам-инвалидам, проживающим в частном жилищном фонде, данным договором не предусмотрено.

 

Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и т.д.) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности, как это предусмотрено в ст.163 ЖК РФ.  

 

Данная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2008 года и утверждена постановлениями Президиума ВС РФ от 14.03.2009 года и от 25.03.2009 года.

 

Учитывая, что истцы проживают в квартирах, принадлежащих им на праве собственности, либо в квартирах, принадлежащих на праве собственности иным гражданам, то есть в частном жилищном фонде, им, как инвалидам, законом предусмотрено предоставление скидки в размере 50% только по оплате коммунальных услуг, которая им предоставляется.

 

В бюджетных сметах КОГУ «УСЗН в г.Кирове»  на 2008, 2009 годы и плановый период 2010-2011 годы предусмотрены средства на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам только в части полномочий Российской Федерации. Средства на возмещение расходов по гражданам-инвалидам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, в учреждение не поступают. Просит в иске отказать.

 

Представители ответчиков МУП «РИЦ г.Кирова» Игошина Е.А., МАУ УЖХ г.Кирова Е.С., ООО «Управляющая компания Ленинского района г.Кирова» Н.И. иск не признали, поддержали позицию представителя КОГУ «УСЗН в г.Кирове».

 

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 

Установлено, что М.М., В.П.,  А.Н., Н.М., Ф.А., Т.Н. (по ½ доли), В.И. являются собственниками занимаемых ими жилых помещений на основании договоров безвозмездной передачи квартиры в собственность, А.Н. проживает в квартире В.Б., приобретенной по договору дарения, Т.Н. ½ доли в праве общей долевой собственности квартиры приобрела по наследству.

Указанные граждане имеют статус инвалидов.

 

Статьей 19 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц:

2) государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации )жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации):

3) муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2008 года жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и т.д.) отнесены к частному  жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс РФ , определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.

Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.  

Согласно сообщению Управления (комитета) по делам муниципальной собственности г.Кирова от27.03.2009 года № 2753, от 01.04.2009 года № 2900 жилые помещения истцов не являются муниципальной собственностью города Кирова.  

Внесение своевременно и полностью платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью граждан и организаций (ст.153 ЖК РФ).

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 года № 163, содержание, капитальный ремонт и текущий ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях, ремонт и эксплуатация лифтов, сбор бытовых отходов входит в комплекс жилищных услуг. Услуги по электроснабжению, водоснабжению и канализации, водоснабжение (без горячей воды), центральному отоплению, горячему водоснабжению, газоснабжению отнесены к коммунальным услугам.

Таким образом, Госстандартом РФ принято деление группы жилищно-коммунальные услуги на подгруппы, в том числе жилищные услуги и коммунальные услуги.

Согласно ст.17 закона № 181-фз от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции закона № 199-фз от 29.12.2004 года) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Буквальное толкование нормы, предусмотренной ст.17 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяет содержание  социального обеспечения государством инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в виде льготы  по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг. При этом законом устанавливается, что скидка не ниже 50% на оплату коммунальных услуг предоставляется данным категориям граждан независимо от принадлежности жилищного фонда, а на оплату жилого помещения – только в домах государственного или муниципального жилищного фонда. То есть инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц, предоставление скидки на оплату жилого помещения положением ст.17 закона «О социальной защит инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено.

Не предусмотрено предоставление льготы по оплате жилого помещения инвалидам и другими нормативно-правовыми актами.

Поскольку основания для предоставления  льгот по оплате жилого помещения для инвалидов не установлены, требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.193, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г.Кирова в интересах М.М., В.П., А.А.. Н.М., Ф.А., В.И., Т.Н. к МУП «РИЦ», КОГУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» о перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения, обязании предоставлении компенсации расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней.

 

 

Судья                                                                   Кондакова Т.З.

опубликовано 26.03.2010 10:04 (МСК), изменено 01.07.2010 10:50 (МСК)