Arms
 
развернуть
 
610998, г. Киров, ул. Спасская, д. 20
Тел.: (8332) 48-96-29
lensud@mail.ru
схема проезда
610998, г. Киров, ул. Спасская, д. 20Тел.: (8332) 48-96-29lensud@mail.ru
_____________________
Перед работой с разделом
"ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН"
просим ознакомиться с
ИНФОРМАЦИЕЙ

_________________
Государственная
пошлина

_________________
 

График работы суда

8:00-17:00 (пн-чт), 8:00-15:45 (пт), 12:00-12:45 (обеденный перерыв)

 Время приема граждан

Председатель суда: 8:00-9:00

Приемная суда (тел.: 48-96-29): 8:00-11:45,13:00-16:45(пн-чт) ;  8:00-11:45, 13:00-15:30(пт)

Отделы судопроизводства (уголовные и административные дела - тел. 48-96-62, гражданские – тел. 48-96-63): 9:00-11:45, 14:00-16:45 (пн-чт) ; 9:00-11:45, 14:00-15:30 (пт)

Архив (тел.: 48-96-83): 9:00-11:45,14:00-16:45 (пн-чт), 9:00-11:45,14:00-15:30 (пт) 

Факс : (8332) 48-96-31 

Прием граждан, заявлений и жалоб в приемной суда производится ежедневно, в течение всего рабочего времени, без предварительной записи в порядке очередности обращений.

Адреса электронной почты суда        Контактная информация         График судебных заседаний

ДОКУМЕНТЫ СУДА
Справка по заявлениям прокуроров о признании действий муниципальных органов незаконными за 2009 г.

С П Р А В К А

 

по результатам обобщения о делах по заявлениям прокурора о признании незаконными действий (бездействия) муниципальных органов по содержанию муниципального имущества за 2009 г.

 

 В соответствии с поручением Кировского областного суда Ленинским районным судом г.Кирова проведено обобщение судебной практики по делам по заявлениям прокурора о признании незаконными действий (бездействия) муниципальных органов по содержанию муниципального имущества за 2009год.

Всего за указанный период Ленинским районным судом г.Кирова рассмотрено 2 гражданских дела указанной категории с принятием решений об удовлетворении исков (100%), а именно:

1. гражданское дело № 2-3502/09 по иску прокурора Ленинского района г.Кирова к Территориальному управлению по Ленинскому району администрации г.Кирова о признании действий незаконными.

Прокурор Ленинского района г. Кирова обратился в суд с иском к Территориальному управлению по Ленинскому району г. Кирова о признании незаконными действий Территориального управления по Ленинскому району Администрации МО «г. Киров». В обоснование иска указал, что Распоряжением заместителя главы администрации МО «город «Киров», начальника Территориального управления по Ленинскому району г. Кирова «Об утверждении границ и предоставлении в аренду ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка № У0410-051/012 и № У 0410/051/013 по ул. Комсомольской» от 09.07.2009 года № 271 части земельного участка № У0410-051/012 и № У0410-051/013 предоставлены в аренду ООО «СеверСнабСтрой». В дальнейшем на основании данного распоряжения были заключены договоры аренды с ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка № У0410-051/012 и № У0410-051/013 по ул. Комсомольской г. Кирова. Данные действия Территориального управления являются незаконными.

В данном случае прокурор Ленинского района г.Кирова основывал свои требования на следующих доказательствах:

1)  В нарушение требований ст. 34 Земельного кодекса РФ части земли с учётными номерами У0410-051/012 и У0410-051/013, площадью соответственно 868 и 700 квадратных метров,  пунктом 2 вышеуказанного распоряжения были переданы в аренду без предварительной публикации.

2)  Из анализа ст. ст. 1, 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ следует, что существование объекта недвижимости подтверждается сведениями кадастрового учёта, который содержит основные сведения о таком объекте. В соответствии со ст. ст. 22, 34 ЗК РФ предметом договора аренды могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учёт. Истец указывает, что части поверхности земли с учётными номерами № У0410-051/012 и № У0410-051/013, расположенные по ул. Комсомольской г. Кирова, государственный кадастровый учёт не прошли и не являются земельными участками либо их частями, в связи с чем не могут быть предоставлены в аренду.

3) Действия Территориального управления по Ленинскому району г. Кирова по предоставлению в аренду частей земли с учётными номерами № У0410-051/012 и № У0410-051/013 нарушают права неопределённого круга лиц на беспрепятственное нахождение на вышеуказанных участках земли, что подтверждается обращениями граждан в прокуратуру района.

На основании изложенного, прокурор Ленинского района г.Кирова просил признать незаконными действия Территориального управления по Ленинскому району г. Кирова по предоставлению в аренду ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка № У0410-051/012 и № У0410- 051/013, расположенных по ул. Комсомольской г. Кирова, выразившихся в издании распоряжения «Об утверждении границ и предоставлении в аренду ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка № У0410-051/012 и № У0410-051/013 по ул. Комсомольской» от 09.07.2009 года № 271 и заключении с ООО «СеверСнабСтрой» договоров аренды указанных частей земли,  обязать Территориальное управление по Ленинскому району г. Кирова в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, а именно: обязать Территориальное управление по Ленинскому району г. Кирова отменить распоряжение от 09.07.2009 года № 271 «Об утверждении границ и доставлении в аренду ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка № У0410-051/012 и № У0410-051/013 по ул. Комсомольской», обязать Территориальное управление по Ленинскому району г. Кирова расторгнуть с ООО «СеверСнабСтрой» договоры аренды частей земельного участка с учётными номерами № У0410-051/012 и № У0410-051/013 по ул. Комсомольской г. Кирова.

Определением Ленинского районного суда г.Кирова от 17.11.2009года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО «Город Киров».

        В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г.Кирова – помощник прокурора Сластников Н.А. представил заявление прокурора об отказе от части исковых требований, в котором он отказался от требования обязать Территориальное управление по Ленинскому району г. Кирова расторгнуть с ООО «СеверСнабСтрой» договор аренды частей земельного участка с учетными номерами № У0410-051/012 и № У0410-051/013 по ул. Комсомольской г. Кирова. Отказ прокурора от части исковых требований принят судом, о чем вынесено определение, на остальных требованиях, изложенных в заявлении, представитель прокуратуры  настаивал.

            Решением Ленинского районного суда г.Кирова от 27.11.2009года исковые требования  прокурора Ленинского района города Кирова удовлетворены.

Удовлетворяя исковые требования, суд указал на то, что в соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур. Для этого при предоставлении земельных участков лицам для целей, не связанных со строительством,  органы местного самоуправления обязаны подготовить информацию о земельных участках и заблаговременно опубликовать её.

             Части земли с учётными номерами У0410-051/012 и У0410-051/013 площадью соответственно 868 и 700 квадратных метров пунктом 2 оспариваемого  распоряжения были переданы в аренду без предварительной публикации, тем самым нарушены принципы публичности, открытости и прозрачности подобных процедур, закрепленные в Земельном кодексе.

             Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений могут быть земельные участки и их части. Земельным участком в соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст.ст. 1, 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ существование объекта недвижимости подтверждается сведениями кадастрового учёта, который содержит основные сведения о таком объекте.

Из смысла  ст. ст. 22, 34 Земельного кодекса РФ следует, что объектом аренды могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учёт.

Части поверхности земли с учётными номерами № У0410-051/012 и № У0410-051/013, расположенные по ул. Комсомольской г. Кирова, государственный кадастровый учёт не прошли, в связи с чем не могут быть предоставлены в аренду.

  В соответствии с п. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Поверхности земли с учётными номерами № У0410-051/012 и № У0410-051/013, расположенные по ул. Комсомольской г. Кирова, относятся к землям общего пользования. Каких - либо ограничений для их использования МО «Город Киров» не установлено. Действия территориального управления по Ленинскому району г. Кирова по предоставлению в аренду частей земли с учётными номерами № У0410-051/012 и № У0410-051/013 нарушают права неопределённого круга лиц на беспрепятственное нахождение на вышеуказанных участках земли, что подтверждается обращениями граждан в прокуратуру района, так как ООО «СеверСнабСтрой» на этих участках земли организовало платную автостоянку.

Решением Ленинского районного суда от 27.11.2009года действия  Территориального управления по Ленинскому району Администрации города Кирова по предоставлению в аренду ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка №  У0410-051/012 и № У0410-051/013, расположенных по ул. Комсомольской г. Кирова, выразившиеся в издании распоряжения  «Об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка №  У0410-051/012 и № У0410-051/013 по ул. Комсомольской» от 09.07.2009 года № 271 и заключении с ООО «СеверСнабСтрой» договоров аренды указанных частей  земельного участка признаны незаконными. На Территориальное управление  по Ленинскому району города Кирова возложена обязанность в течение 7 дней с момента вступления в законную силу решения суда  устранить  в полном объеме допущенное нарушение прав  и свобод неопределенного круга лиц, а именно: отменить распоряжение от  09.07.2009 № 271 «Об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду ООО «СеверСнабСтрой» частей земельного участка №  У0410-051/012 и № У0410-051/013 по ул. Комсомольской».

Данное решение было обжаловано в кассационном порядке путем подачи  Территориальным управлением по Ленинскому району администрации г.Кирова кассационной жалобы.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда, указав, что все обстоятельства дела судом полностью исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений          норм процессуального и материального права при рассмотрении дела, вынесении решения судом допущено не было. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12.01.2010 года указанное решение суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Территориального управления по Ленинскому району администрации г.Кирова - без удовлетворения. 

2. гражданское дело № 2-1768/09 по иску прокурора Ленинского района г.Кирова к МОУ Школа-интернат № 6 о признании действий незаконными.

Прокурор  Ленинского района г. Кирова обратился  в   суд   с   заявлением   к  МОУ Школе-интернат № 6  о признании действий незаконными.  В обоснование   заявленных требований прокурор указал, что здания школы и общежития школы-интерната № 6 г. Кирова не соответствуют требованиям пожарной безопасности, требуют проведения косметического и капитального ремонта.

В данном случае прокурор Ленинского района г.Кирова основывал свои требования на следующих доказательствах:

1) Уставом муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 6 г. Кирова также  установлено, что школа-интернат № 6 г. Кирова является муниципальным учреждением,  а ее здания и имущество, закрепленные за интернатом, являются собственностью МО «Город Киров». Исходя из требований закона, устранение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства находится в ведении не только руководителя указанного муниципального учреждения, но и собственника имущества данного учреждения - муниципального образования «Город Киров». Таким образом, данным образовательным учреждением и администрацией МО «Город Киров» грубо нарушались и нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних воспитанников, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждаются в поддержке властей на проживание в условиях, соответствующих требованиям норм и правил.

2) В нарушение требований п. 6.9 РШиП 21-01-97 с 1998 года в спальном корпусе интерната жилые комнаты на 2-м и 3-ем этажах, находящиеся у торцевых стен здания, не обеспечены дополнительными эвакуационными выходами. При таких обстоятельствах, учитывая, что воспитанники муниципального учреждения, имеющие статус сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживают в данном здании, а в случае возникновения пожара или иной внештатной ситуации их жизнь и здоровье подвергаются значительной опасности, бездействием  должностных  лиц  администрации  школы-интерната №  6  г. Кирова и администрации МО «Город Киров» нарушаются права детей на обеспечение их безопасности.

3) Территория школы-интерната № 6 г. Кирова частично не имеет ограждений по периметру, что является нарушением требований пункта 2.2.3 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02) и п. 2.1.1 Гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Санитарные правила СП 2.4.990-00). Данный факт может негативно сказаться на профилактике правонарушений и самовольных уходов воспитанников, а также на безопасности самих детей.

В числе прочих требований,  прокурор Ленинского района г.Кирова просил признать незаконными действия муниципального образовательного  учреждения школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 6 г. Кирова, находящегося по адресу: г. Киров, п. Новый, ул. 4-ой пятилетки, 40, по содержанию воспитанников в школе-интернате в условиях не соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства,  возложить обязанность  на МОУ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 6 г. Кирова обеспечить в спальном корпусе интерната жилые комнаты на 2-ом и 3-ем этажах,    находящиеся   у   торцевых   стен   здания,    дополнительными  эвакуационными выходами; восстановить ограждение по периметру школы-интерната с учетом требований п. 2.1.1  Гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Санитарные правила СП 2.4.990-00).

  В соответствии со ст.ст. 11, 28, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. и ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69 - ФЗ от 21.12.1994 г. образовательные учреждения независимо от организационно-правовой формы должны соблюдать требования санитарного законодательства, санитарных правил, руководители организаций должны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Статьей 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также собственники имущества. Однако, здания школы и общежития школы-интерната № 6 г. Кирова не соответствуют требованиям пожарной безопасности, требуют проведения косметического и капитального ремонта.

       Статьей   17  ч.  1   п.  3   Федерального  закона «Об  общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и ст. 19 ч.1 п. 3  Устава МО «Город Киров», принятого решением Кировской городской Думы  № 42/19 от 29.06.2005 г., установлено, что в целях решения вопросов местного    значения      органы      местного      самоуправления      поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию   муниципальных   предприятий   и   учреждений,   финансированию муниципальных учреждений.

Согласно  ст.ст.   40,  45   Устава  MО  «Город  Киров»  муниципальное учреждение, созданное для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, находится на полном или на частичном бюджетном финансировании, имеет муниципальное имущество, переданное ему на праве оперативного управления, которое находится в собственности муниципального образования.

       Школа-интернат № 6 г. Кирова является муниципальным учреждением, а ее здания и имущество, закрепленное за интернатом, является собственностью МО «Город Киров».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Решением Ленинского районного суда г.Кирова от 19.06.2009года исковые требования прокурора Ленинского района г.Кирова удовлетворены. На МОУ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 6 г. Кирова возложена обязанность обеспечить в спальном корпусе интерната жилые комнаты на 2-ом и 3-ем этажах,    находящиеся   у   торцевых   стен   здания,    дополнительными  эвакуационными выходами; восстановить ограждение по периметру школы-интерната с учетом требований п. 2.1.1  Гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение в кассационном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 06.07.2009года.

Таким образом, качество рассмотрения дел по заявлениям прокурора о признании незаконными действий (бездействия) муниципальных органов по содержанию муниципального имущества за 2009год, рассмотренных судом в 2009 году, составляет 100% от числа обжалованных и рассмотренных дел данной категории.

Как видно из материалов рассмотренных дел, дела данной категории рассматривались Ленинским районным судом г.Кирова в исковом порядке.

Оба дела указанной категории рассмотрены судом в установленный частью 1 статьи 154 ГПК РФ двухмесячный срок со дня поступления заявления в суд.

В процессе обобщения  дел по заявлениям прокурора о признании незаконными действия (бездействия) муниципальных органов по содержанию муниципального имущества не выявлено случаев отказов в принятии искового заявления, оставления искового заявления без движения.

Между тем, имелись случаи возврата судьями искового заявления, со ссылкой на неподсудность спора Ленинскому районному суду г.Кирова.

Так, определением Ленинского районного суда г.Кирова от 07.12.2009года  возвращено заявление прокурора Ленинского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Киров» о признании незаконным бездействия по необеспечению содержания автомобильных дорог ул.Коммунальнвая, ул.Техническая, пер.Базовый г.Кирова в части организации ремонта и содержания в соответствии с установленными стандартами и возложении обязанности в срок до 01.06.2010года организовать приведение в соответствие с п.п.3.1.1., 3.1.3. ГОСТа Р 50597-93 дорог ул.Коммунальная, ул.Техническая, пер.Базовый г.Кирова. Рассматривая данное заявление, судья указал на ч.2 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.  Учитывая, что заявление подано прокурором Ленинского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц, данное заявление может быть подано по месту нахождения органа, бездействие которого оспаривается, то есть по месту нахождения администрации Муниципального образования «Город Киров». Принимая во внимание, что администрация МО «Город Киров» находится на территории Первомайского района г.Кирова, судья  разъяснил прокурору Ленинского района г.Кирова право на обращение с данным заявлением в Первомайский районный суд г.Кирова, в связи с чем возвратил данное заявление.

Аналогичным образом было возвращено прокурору Ленинского района г.Кирова исковое заявление, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Киров» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку (определение Ленинского районного суда г.Кирова от 06.08.2009г.). 

Указанные определения прокурором Ленинского района г.Кирова не обжаловались, вступили в законную силу по истечении установленного законом срока на подачу частной жалобы.

В результате обобщения судебной практики указанной категории дел можно сделать вывод о том, что рассмотрение дел по заявлениям прокуроров о признании незаконными действий (бездействия) муниципальных органов по содержанию муниципального имущества не вызывает у суда каких-либо сложностей. Судом правильно применяются нормы процессуального и материального права, всем обстоятельствам рассмотренных дел данной категории дана надлежащая правовая оценка.

 

Председатель Ленинского

районного  суда г. Кирова                                                                        К.Г.Зайцев  

 

 

 

 

опубликовано 15.04.2010 09:41 (МСК), изменено 30.06.2010 12:58 (МСК)